Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход
Главная » 2018 » Июнь » 13 » Бремя содержания неэффективной экономики власти Беларуси пытаются переложить на население
08:26
Бремя содержания неэффективной экономики власти Беларуси пытаются переложить на население
Под бодрые заявления официальных лиц страна все увереннее погружается в кризис. Власти подменяют реформы повышением тарифов.
 
В последние недели резко пошел вниз обменный курс белорусского рубля. В дополнение к падению всех валовых показателей третий месяц подряд снижаются зарплаты в рублях. В октябре работающие граждане получили в среднем на 200 тысяч рублей меньше, чем в июле. И сегодня средняя зарплата бюджетников составляет 303 доллара. С 1 декабря повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, телефонную связь и интернет, подорожали сигареты.
 
Становится все более очевидно: назрели стратегические решения, которые должна принимать власть, чтобы переломить эту драматическую тенденцию. Поскольку властные полномочия сконцентрированы у президента, то все упирается в его позицию.
 
Однако Александр Лукашенко, похоже, пребывает в растерянности, даже в состоянии какого-то странного ступора. Согласно законодательству, президент после избрания должен назначить новое правительство. Однако он почему-то тянет с этим решением.
 
Не утверждается бюджет на 2016 год. Хотя по закону он должен приниматься не позднее 1 декабря. Ничего не слышно о Всебелорусском народном собрании, хотя его проведение было громко анонсировано. Нет ясности с кредитами МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития.
 
Возможно, Лукашенко откладывает все важные решения до поездки в Москву. Только по итогам переговоров с Владимиром Путиным станет понятна ситуация с объемом российской экономической помощи.
 
Такое впечатление, что президент Беларуси верит в новогоднее чудо, как дети. А вдруг найдем огромные запасы нефти и газа. Или фантастически выручит нас Россия. Или Китай. Или... Сербия.
 
20 ноября Лукашенко вместе с президентом Сербии Томиславом Николичем торжественно открыли строительство многофункционального комплекса "Минск-Мир", который возводят сербские бизнесмены. "Советская Белоруссия" поспешила сообщить, что в результате реализации проекта Минск сможет конкурировать с финансовыми центрами в Дубае, Сингапуре и Лондоне.
 
Президентская газета писала: "Это самый крупный проект в Европе. Он изменит картину Беларуси и не только ее. Сюда придут крупнейшие инвесторы со всего мира, престижные финансовые корпорации, банки, страховые и лизинговые компании... "Минск–Мир" укрепит роль Беларуси как крепкого моста между странами Европы и динамично развивающимися экономиками Востока". Вот и спасение. И не надо никаких реформ.
 
А пока в ожидании чуда президент твердит, что нашей экономике не нужно никаких новаций, никаких экспериментов. Это прозвучало и 7 декабря на совещании, посвященном проектам прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2016 год.
 
При этом на глазах не только белорусского обывателя, но и внешних кредиторов происходит профанация идеи структурных реформ. Например, 1 декабря у Лукашенко прошло другое совещание — по вопросу переговоров с МВФ о новом кредите. Интересно, что когда президент говорил о требованиях фонда и предстоящих реформах, он касался в основном перемен в социальной сфере. Речь шла о повышении коммунальных тарифов, стоимости проезда в общественном транспорте, наконец — пенсионного возраста.
 
О реформе госсектора Лукашенко почти не упоминал. А ведь это главная проблема. Без ее решения все остальное не имеет большого смысла.
 
Но, похоже, что именно вопрос о реформировании госсектора власти и отказываются обсуждать всерьез. Как раз на фоне переговоров с МВФ о сокращении государственной поддержки нерентабельным предприятиям принимается решение выделить из госбюджета очередные 5 млн евро безнадежно лежащему банкроту ОАО "Камволь".
 
Нормальный алгоритм преобразований в стране должен начинаться с реформ в экономике. И только потом, когда будет запущен механизм развития и роста, можно переходить к переменам в социальной сфере. Но белорусское руководство делает все с точностью до наоборот. Оно отказывается проводить экономические реформы, а вместо них начало осуществлять демонтаж социального государства.
 
Причем даже вполне разумные преобразования власти умудряются провести так, что в значительной мере извращается их суть и рациональный смысл.
 
Возьмем ту же деноминацию, запланированную на середину будущего года. Вроде бы правильное решение, трудно возражать. Но деноминация должна быть составной частью системных экономических реформ. Если мы хотим получить стабильные деньги, крепкую валюту, то обязательно необходимо побороть инфляцию. А у нас на следующий год официально запланирован ее уровень в 12%. Причем в белорусской реальности цены всегда растут сильнее, чем планируется. При такой инфляции никто деноминацию не проводит. Ведь через два-три года придется дописывать нули в купюрах и отказываться от копеек.
 
Или возьмем то же повышение пенсионного возраста, которое произойдет после того, как, по словам Лукашенко, "посоветуются с народом". Можно не сомневаться, что в официальной трактовке народ горячо поддержит идею, по ТВ покажут сознательных граждан, которые будут говорить, что давно об этом мечтали. И пенсионный возраст повысят "по многочисленным просьбам трудящихся".
 
И снова власти будут ссылаться на мировую практику. Действительно, такой низкий пенсионный возраст, как в Беларуси, существует еще только в России и Узбекистане.
 
Но, опять же, здесь происходит подмена понятий. Повышение возраста выхода на пенсию должно быть составной частью глубокой пенсионной реформы. Однако как раз этого не происходит. О настоящей реформе, переходу к более прогрессивной накопительной системе, которая бы привела к реальному увеличению размеров пенсий, речь не идет. Потому что накопительная система предусматривает создание частных пенсионных фондов.
 
И это означает, что белорус сможет получать пенсию не от государства, а от негосударственных организаций. А это почти революция в сознании. Ведь сегодня многие пенсионеры уверены, что пенсию им платит Лукашенко, поэтому за него и голосуют. Пенсионная реформа может привести к тому, что глава государства потеряет свой надежный электорат. Поэтому все сводится только к повышению пенсионного возраста.
 
То же самое происходит и с жилищно-коммунальным хозяйством. Вместо того чтобы его коренным образом реформировать, власти хотят просто повысить тарифы.
 
Иначе говоря, стратегия руководства страны состоит в том, чтобы любой ценой сохранить старую неэффективную экономическую систему с доминированием госсектора, перекладывая бремя ее содержания на население. И все это — под аккомпанемент сладких пропагандистских заклинаний об уникальном белорусском социальном государстве.
 
Валерий Карбалевич
Просмотров: 218 | Добавил: pauconnecx1975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Воскресенье, 05.05.2024, 09:11
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz